Свершилось: после долгих лет ожидания именитый эксклюзив PlayStation добрался до PC. Ура? Как знать. После релиза переиздания интернет забурлил — а так ли хороша была игра десять лет назад, как нам рассказывали? 4PDA решил разобраться — и выяснил, что все восхищались в лучшем случае пустышкой.
На пике эмоций
Со стороны может показаться, что интерактивная история о маньяке по прозвищу Мастер Оригами давно заслужила свой легендарный статус: редкий список обязательных к прохождению игр обходится без неё. Но иногда фанфары заглушают здравый смысл.
Поэтому, чтобы не тратить время зря: несмотря на награды и оценки, Heavy Rain — плохая игра.
Утверждение может показаться неоправданно резким — особенно после стольких лет похвал в адрес magnum opus Кейджа и его команды. Что поделать, «популярное» — не всегда значит «хорошее». Выявлять прегрешения «новинки» без спойлеров невозможно. Многие проблемы сценария кроются в личности главного злодея, в невероятных допущениях и совпадениях на пути к финалу.
Остаётся лишь предостеречь фанатов загадок: после сбрасывания масок история просто разваливается на куски. Ведь поведение маньяка, усложняющего себе жизнь, не имеет смысла. А Кейдж не просто скрывает важные детали, но ещё и неумело врёт аудитории в лицо.
Впрочем, можно ли ждать что-то вменяемое от создателя Fahrenheit?
Но провальная детективная линия — не главная причина ругаться. Мастером Оригами оказывается единственный не подходящий на эту роль подозреваемый? Чёрт с ним. Расследование реализовано топорно? Не страшно. Но сценарий писал графоман, помешанный на эмоциях, — и в этом основная проблема Heavy Rain.
В жалкие манипуляции автор ударяется буквально с первых же кадров. Смотрите: работящий семьянин Итан Марс, любящая жена, прекрасные дети! За окном светит солнце, домочадцы обсуждают день рождения первенца — патока льётся рекой. Словно этого мало, каждую мало-мальски трогательную реплику сопровождает приторный фортепианный мотив, ведь жизнь Марсов идеальна! С грацией слона Кейдж готовит публику к неминуемой беде — которая, естественно, случится ровно через пять минут.
Press F for Jason.
Когда маленький Джейсон гибнет, Heavy Rain окончательно превращается в слезоточивый фарс. Ладно бы давно ставший меметичным эпизод был просто глупым — он ещё и поставлен максимально бредово. Так, чтобы выдавить из геймера слезу любой ценой. Да, дети бывают непослушными, а отцы — безалаберными. Но если Итан сам виноват в несчастном случае (хотя автор всячески делает вид, что это не так), о каком сопереживании может идти речь? Мальчонку жаль, только и всего.
Получается, здравый смысл приносят в жертву эмоциям — и это буквально во второй сцене. В таком духе исполнен весь фильм, от вступления до любого из финалов. Полутона? Нюансы? Да кому они нужны, тут же драма!
Слёзы, сопли, два ствола
Heavy Rain часто называют именно так — драма. Но это слово тут неуместно. Это не личная история со всплесками насилия в духе The Walking Dead. Кейдж всеми силами пытается выдать своего монстра Франкенштейна за нечто осмысленное и серьёзное. Но получился у него просто боевик с претензией.
Почему? Потому что на самом деле Heavy Rain ничем не отличается от очередной картины с Лиамом Нисоном, спасающим похищенную дочь. В ней нет сложных идей и мыслей, мало психологизма и человечности. Зато много истерик и громких утверждений. Персонажи редко останавливаются поговорить о чём-то путном, толком не меняются, предпочитая кидаться штампованными репликами и подчёркнуто эмоциональными фразами — как будто это адекватная замена.
Чего в Heavy Rain полно, так это драк, картинных страданий и погонь. Пустых, как квартиры Итана Марса и Мэдисон Пейдж.
Как игра творение Quantic Dream тоже бездарно — даже если отбросить сценарий. Вместо того, чтобы использовать мощь необычного формата и рассказать о действующих лицах с помощью окружения, разработчики просто нагородили однообразные экшен-сцены с навязчивыми QTE.
Откуда у Мэдисон бессонница? Что она за человек, через что прошла, почему ей снятся кошмары? Неважно, ловите мужиков в масках и беготню по квартире в одних лишь белоснежных трусиках — ведь именно так работает пост-травматический синдром в представлении одиозного француза.
В этом и заключается главная трагедия Heavy Rain — в титрах красуются имена одарённых программистов, композиторов, аниматоров. Но командовал парадом Дэвид Кейдж, — человек с идеями, но лишённый таланта и чувства меры.
Он не в состоянии проверить, как взаимодействуют копы и федералы. Ему лень перечитать свой 2000-страничный том, чтобы удостовериться, не пропадает ли из истории астма одного из героев. А самое жуткое — Кейдж, у которого есть жена и дети, совершенно не представляет, как выразить на экране любовь. Вместо неё здесь пошлое воркование и позорное QTE-совокупление под сопливый мотив. Как тонко. Как глубокомысленно.
Как в кино
Если всё настолько плохо, то откуда такая слава? Всему виной желание некоторых геймеров казаться умнее и взрослее. Интерактивный опус Quantic Dream идеально вписался в нишу «не такого» хита. Не шутер, не типичный квест — а серьёзная драма с реальными актёрами в главных ролях!
Отличный повод заявить, что игры — это искусство. Потому что искусство в понимании фанатов Дэвида Кейджа — не великолепные приключения вроде The Last Express, не удивительные экскурсы в неизведанное на манер Oddworld, не потрясающая Shadow of the Colossus, а жалкие потуги копировать Голливуд.
И в этом — весь Heavy Rain, интерактивный фильм, которому даже до простецкой Dragon’s Lair как до луны пешком. Спасибо за бета-тест, дорогие консольщики, но это кинцо могли бы и себе оставить.
Source: 4pda.ru Аuthor: Игорь Ерышев Language: Russian
1996-2022 "Omikron Game". This is a private blog to keep articles online through years for my bad memory. Please respect authors rights and ask them for material. Some links may lead to 404, is not our fault.